Мы готовимся к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Подскажите, как следует оформлять результаты АРМ? 

По новому Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. призом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, результаты АРМ оформляются в виде отчета об аттестации, содержащего:
• приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
• перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
• карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок;
• сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением 6 к Порядку;
• сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением 7 к Порядку;
• план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого предусмотрен приложением 8 к Порядку;
• протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением  9 к Порядку;
• сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
• протоколы заседаний аттестационной комиссии;
• заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
• предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Какие проблемы могут возникнуть у них в процессе работы в связи с введением в действие нового Порядка АРМ? 

В ходе создания перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, больше всего вопросов возникает при определении аналогичности рабочих мест.
В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
• на них заняты работники профессий или должностей одного наименования;
• указанные работники выполняют одни и те же профессиональные обязанности при ведении однотипного технологического процесса и одинаковом режиме работы;
• используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
• работа ведется в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
• используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
• объекты (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте как правило, расположены одинаково;
• имеется одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени. Приведем пример выделения аналогичных рабочих мест в структуре организации.

Чем повторная аттестация рабочих мест (по старому Порядку) отличается от внеплановой аттестации (по новому Порядку)? 

В Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок № 342н), исключено понятие “повторная аттестация рабочих мест по условиям труда (переаттестация)”, вместо которого введено более широкое понятие “внеплановая аттестация”. При этом Порядком № 342н предусмотрен расширенный перечень оснований для проведения внеплановой аттестации, в который добавлен пункт “выполнение мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда”. В отдельный пункт выделено такое основание для проведения внеплановой аттестации, как “изменение средств коллективной защиты”.

Отныне в случае, если в офисном помещении типа “open space” произведена плановая замена системы кондиционирования или же внесены изменения в конструкцию системы приточно-вытяжной вентиляции, аттестацию на расположенных в таком помещении рабочих местах необходимо будет провести повторно.

Поэтому перед проведением аттестации рабочих мест (далее – АРМ) работодателю необходимо предварительно комплексно проанализировать состояние средств коллективной защиты на своем предприятии с тем, чтобы в будущем избежать затрат на внеплановую аттестацию. Все эти процедуры можно провести в рамках производственного контроля.

Указанные нормы введены для того, чтобы стимулировать экономическую заинтересованность работодателя в модернизации производства и улучшении условий труда.

Какие органы могут наложить санкции за непроведение на производстве аттестации рабочих мест и какие это могут быть санкции? 

Санкции за нарушение законодательства об охране труда, включая санкции за отсутствие на производстве аттестации рабочих мест, может налагать на виновное лицо только суд, и в связи с этим отметим, что за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, в соответствии со ст. 5.72 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предприни мательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Необходимо ли проведение аттестации рабочих мест в случае, если предприятие арендует производственное помещение? 

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок № 342н), в рассматриваемом случае необходимо, поскольку в соответствии с п. 1 Порядка № 342н его требования распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с п. 4 Порядка № 342н аттестации подлежат все рабочие места работодателя, включая расположенные в арендованных помещениях.

Сейчас очень много говорится об аттестации рабочих мест. А что вообще дает проведение АРМ, какая от нее польза? 

Что дает проведение АРМ?
1. Работнику
После аттестации работник получает уверенность в безопасности своего рабочего места и условий труда или в противном случае может рассчитывать на компенсацию от воздействия вредных факторов (дополнительные перерывы и отпуска, повышенная оплата труда, профилактическое питание, льготные пенсии и т. д.). Ведь никаким иным способом, кроме проведения АРМ, нельзя доказать наличие на конкретном рабочем месте вредных производственных факторов.

2. Работодателю
Во-первых, результаты АРМ дают работодателю возможность избежать:
административной ответственности при проверках Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и прокуратуры;
уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве, потому что при проведении расследования обстоятельств несчастного случая с помощью карт аттестации рабочих мест работодатель сможет доказать, что сделал все необходимое для обеспечения безопасных условий труда.
Во-вторых, помогут в оформлении разрешений на хозяйственную деятельность: в обязательные условия на получение лицензии на некоторые виды деятельности (например, на морском и водном транспорте) включено требование о наличии в организации сертифицированной системы менеджмента качества, а чтобы сертифицировать систему, необходимы документы по результатам АРМ.

В-третьих, уменьшают риск трудовых споров, значительно снижают количество жалоб на плохие условия труда в контрольные и надзорные органы и тем самым помогают избежать обязательных дополнительных проверок.

Каких сотрудников организации можно включать в состав комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда? 

В состав комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда входят представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

При этом в качестве представителей работодателя могут выступать:
руководители структурных подразделений организации;
юристы;
специалисты по охране труда;
специалисты по труду и заработной плате;
главные специалисты организации;
медицинские работники;
иные работники.

На нашем предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Надо ли нам теперь проводить сертификацию работ по охране труда и с какой целью? 

В ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации среди обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда говорится и о “проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда”.

Раньше существовали две системы сертификации в области охраны труда: обязательная и добровольная.

Создание обязательной Системы сертификации работ по охране труда (далее – ССОТ) определялось постановлением Минтруда России от 24.04.2002 № 28 “О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях”. Однако в связи с упразднением Министерства труда в 2004 г. система обязательной сертификации не была перерегистрирована на Минздравсоцразвития России или другую структуру. Некоторое время в качестве центрального органа ССОТ было обозначено ГУ “ВЦОТ” (в настоящее время – ФГУ “ВНИИ ОиЭТ”).

Позднее, приказом Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 № 779н упомянутое ранее постановление Минтруда России от 24.04.2002 № 28 и постановление Минтруда России от 10.12.2002 № 77 “Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий” признаны утратившими силу.

Также приказом Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 № 780 были отменены приказы Минтруда России от 20.03.2003 № 56 и от 26.04.2004 № 126 “О Центральном органе Системы сертификации работ по охране труда в организациях”. Таким образом, можно сказать, что Система сертификации работ по охране труда не является легитимной, следовательно, не может быть обязательной.

Что касается добровольной сертификации, то Национальной ассоциацией центров охраны труда создана и зарегистрирована Система добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (далее – СДСОТ), которая является наиболее распространенной из добровольных систем сертификации.

Сертификация в СДСОТ проводится органами по сертификации, экспертными центрами и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право проведения данных работ.

Этапы сертификации:
1) подача заявки на проведение сертификации;
2) проверка и оценка соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям;
3) анализ результатов (по результатам проверки составляется акт, в котором комиссия органа по сертификации дает рекомендации о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия);
4) выдача сертификата соответствия сроком на 3 года при условии положительного решения по результатам проверки.

Не реже 1 раза в год орган по сертификации проводит инспекционный контроль предприятия в течение срока действия сертификата.

Пройдя процедуру сертификации, предприятие получает сертификат соответствия деятельности работодателя по обеспечению требований охраны труда, тем самым гарантирует безопасные условия на рабочих местах и подтверждает выполнение требований трудового законодательства в части охраны труда. Наличие сертификата соответствия обеспечивает наиболее устойчивое положение организации (предприятия) при участии в торгах, запросах котировок, при осуществлении торговых операций с зарубежными партнерами.

Необходимо ли проведение аттестации рабочих мест в случае, если предприятие арендует производственное помещение? 

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок), в рассматриваемом случае необходимо, поскольку в соответствии с п. 1 Порядка его требования распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя, включая расположенные в арендованных помещениях.
Отправить нам сообщение
Отменить