Что делать, если организация получила предписание от Роспотребнадзора о проведении оценки риска здоровью работающих в условиях повышенного уровня шума?

Что делать, если организация получила предписание от Роспотребнадзора о проведении оценки риска здоровью работающих в условиях повышенного уровня шума?

Что делать, если организация получила предписание от Роспотребнадзора о проведении оценки риска здоровью работающих в условиях повышенного уровня шума (в соответствии с п.3.2.6 СанПиН 2.2.4.3359-16)?
Нужна ли аккредитация в установленном порядке на осуществление данного вида деятельности?

Суть проблемы:

  • Отсутствует утверждённая методика оценки риска здоровью. Роспотребнадзор даёт отсрочку по выполнению данного требования именно по этому основанию (по письму работодателя). Обещали принять методику до конца 2018 года, однако не приняли.
  • Оценку риска здоровью могут проводить либо специалисты Роспотребнадзора, либо специализированных НИИ. Ни те, ни другие не проводят такую оценку, т.к. еще нет методики.
  • Есть организации, которые берутся за такую работу. Сотрудничать с ними или нет – дело работодателя.
  • Вы не нарушаете федеральное законодательство, допустив работника к работе на рабочих местах с повышенным уровнем шума (выше85 дБА), и административным наказаниям (в том числе и со стороны Роспотребнадзора) за это не подлежите.

Подробнее:

Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" устанавливает: 
33. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: 
а) выявление опасностей; 
б) оценка уровней профессиональных рисков; 
в) снижение уровней профессиональных рисков. 
36. При рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. 
37. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. 
Т.е. разработать порядок (алгоритм) проведения оценки рисков в Вашей организации и провести оценку рисков – это задачи (функции) Ваших специалистов по охране труда (службы ОТ). Вы имеете полное право сделать это сами. Вы имеете право заключить договор на оценку рисков со сторонней организации. 

Лицензии на эту деятельность не требуется. Этот вид деятельности не указан в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в которой приведен исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности. Не требуются в обязательном порядке ей и другие разрешительные документы. В настоящее время не установлено нормативных требований, устанавливающих порядок оценки уровня профессионального риска.

Роспотребнадзор зачастую в предписаниях ссылается на СанПин 2.2.4.3359-16, п. 3.2.6., и обязывает работодателя провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих. Данный документ обязателен для исполнения. Но только в части, не противоречащей федеральному законодательству. 

В настоящее время есть требование статьи 212 ТК РФ: Работодатель обязан обеспечить: информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. 
Статья 209 ТК РФ устанавливает: Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. 
Т.е. нормативное требование к осуществлению управления профессиональными рисками есть, Но в настоящее время не установлено нормативных требований, устанавливающих порядок оценки уровня профессионального риска. Этот порядок должен быть утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Но пока его нет. СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" устанавливает: «3.2.6. Для отдельных отраслей (подотраслей) экономики допускается эквивалентный уровень шума на рабочих местах от 80 до 85 дБ А при условии подтверждения приемлемого риска здоровью работающих по результатам проведения оценки профессионального риска здоровью работающих, а также выполнения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию рисков здоровью работающих. В случае превышения уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих. Работы в условиях воздействия эквивалентного уровня шума выше 85 дБА не допускаются». СанПин – это подзаконный нормативный акт. Два федеральных закона (ТК РФ и ФЗ «О специальной оценке условий труда»), которые имеют большую юридическую значимость, чем СанПиН, устанавливают правомерность работы работников на рабочих местах с вредными условиями труда. В частности, - на рабочих местах с вредным классом по шуму. Т.е. с уровнем шума, превышающем 85 дБА. 
Таким образом, Вы не нарушаете федеральное законодательство, допустив работника к работе на рабочих местах с повышенным уровнем шума (выше85 дБА), и административным наказаниям (в том числе и со стороны Роспотребнадзора) за это не подлежите. 

Выданные Вам предписания Роспотребнадзором (по вопросу оценки риска) Вы выполнять не обязаны, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда в настоящее время не установлено нормативных требований к порядку оценки уровня профессионального риска работодатем, нет нормативных документов, обязывающих работодателя оплачивать услуги специалистов Роспотребнадзора, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда по оценке профессионального риска здоровью работающих согласно методикам и руководствам, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ. Право проводить оценку профессионального риска здоровью работающих имеют специалисты Роспотребнадзора, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда. 

"Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003), извлечения: 
«1.3. Оценку ПР выполняют при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, проведении социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ), а также при решении других задач, целью которых является сохранение и укрепление здоровья работников, а также их социальная защита. 
1.4. Результатом оценки ПР является количественная оценка степени риска ущерба для здоровья работников от действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки по вероятности нарушений здоровья с учетом их тяжести. Эти данные являются обоснованием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работников. 
1.5. Документ предназначен для специалистов центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - ЦГСЭН). Право проводить оценку ПР имеют специалисты ЦГСЭН, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда.
1.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников и информировать их о существующем риске повреждения здоровья на рабочих местах. Работник имеет право получать достоверную информацию о существующем риске повреждения здоровья, а также отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья». 
Р 2.2.1766-03. 2.2. – это не нормативный документ, не зарегистрирован в МИНЮСТЕ. Это руководящий документ для специалистов Роспотребнадзора, но не для работодателей. Если Вы хотите оплатить такого рода услуги, то это Ваше право. Но не обязанность.

В статье использованы материалы с сайта: https://www.trudohrana.ru
#шум #оценкарисков

Вернуться к списку новостей

Отправить нам сообщение
Отменить